Физики скажут, что цвет — это результат нашего восприятия электромагнитного излучения оптического диапазона. Но даже они согласятся, что оно сугубо индивидуально! И зависит от многих факторов, в том числе и психологических.
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…
Восприятие как способность
С точки зрения биологии мы можем различать и воспринимать цвета благодаря сложной структуре нашего глаза. Колбочковые клетки позволяют нам видеть мир в красках. Причем какое-то нарушения в развитии и функционировании этих клеток вызывают у человека отклонения в различении цветов — так называемые цветоаномалии, апофеозом которых считается полный дальтонизм. Он встречается довольно редко, гораздо чаще мы сталкиваемся с его частичными проявлениями: когда у человека сложности с восприятием и отличием между зеленым и красным, синим и желтым. Правда, и касается это в основном мужчин, потому что женщины являются здоровыми носителями гена этой болезни и страдают от нее в десятки раз реже. Еще бы! Ведь нам так важен цвет!
Социальное научение
С одной стороны, способность различать цвета — сугубо физиологическая и индивидуальная особенность. С другой — возникающий ассоциативный ряд, эмоции, переживания, которые связаны с цветом, часто мы просто впитываем с детства. Ты даже не представляешь, сколько у нас цветовых стереотипов. Розовые курточки — только для девочек, голубая футболка — для мальчика. Белое платье — свадебное, желтые цветы — к разлуке. Вспомнить можно много всего. Думаешь и удивляешься: как прочно укрепляются в сознании подобные конструкции. Этот механизм можно назвать в каком-то роде защитным. Воспринимая такие вещи как данность, мы тратим меньше усилий и ведем себя стереотипно…
Изучай и властвуй
На стереотипном психологическом восприятии цвета выстроена индустрия потребления. Но это не просто желание торговцев «втюхать» нужный товар. Это кропотливые, долгие, успешные, а порой провальные исследования с привлечением социологов, психологов, маркетологов и других специалистов. Потребитель должен получить то, что хочет. Это не всегда даже материальная вещь, это характеристика, качество, эмоция. И такой спрос можно грамотно создать, учитывая, какие мотивы пробуждают в нас разные цвета.
Причем они могут как выражать наше состояние, так и влиять на него, меняя на желаемое.
Красный
Огонь, власть, активность. Красный автомобиль или алая помада, красные туфли или огненный маникюр остановят взгляд, привлекут внимание, расскажут о характере, вызове, лидерстве. И даже если ты робкая по натуре и не всегда хочешь выделяться, попробуй добавить в свой гардероб алые акценты. Как по волшебству ты почувствуешь больше уверенности и смелости.
Серый
По сути самый нейтральный, лишенный красок, не несущий ничего. Он даже раздражать не может. Но добавь к нему немного металлического блеска, и появляется нечто обтекаемое, современное, ртутное — и из «никакого» серого мы получаем благородный уравновешенный оттенок цивилизации, технологий, точности. Именно серые автомобили продаются лучше всего, именно с таким серым мы ассоциируем прогресс, и именно такой цвет дает нам эмоциональный отдых, не перегружая нервную систему.
Черный
Универсальный, классический, строгий, траурный… По своим характеристикам и цветом не является. Но в нашем сознании играет огромную роль, причем со множеством оттенков. Мы окрашиваем им тяжелые периоды в жизни, мы надеваем черное белье, чтобы стать сексуальнее, мы подчеркиваем им длину и красоту ресниц, при этом нас немного отталкивает черный лак на ногтях у девочки-подростка. Черная машина дает нам ощущение превосходства, стиля и определенного уровня, а черный ноутбук воспринимается как «никакой». Темнота в одиночестве пугает, а темнота вдвоем возбуждает. Добавляя в свою жизнь черный, ты сама решаешь, что подсветить, а что оставить за кадром.
Белый
Когда его слишком много в пространстве, нам кажется, что вокруг чисто, но холодно и неуютно. Белый акцент в профиле инстаграма выглядит стильно и лаконично, бледность лица, ресниц, бровей вызывает желание добавить красок.
Зеленый
Цвет жизни, природы, согласия, позитива. Он не будоражит, он уверяет, успокаивает, говорит, что все правильно и можно двигаться дальше. Купи себе зеленый маркер и в списке дел ставь зеленые галочки напротив выполненного — вот увидишь, работоспособность и тонус заметно повысятся.
Кто я, кто ты?
Психологи утверждают, что по приверженности к определенному цвету в одежде, интерьере можно говорить о характере человека.
Энергонасыщенные (красный, желтый, оранжевый) предпочитают оптимисты, полные сил и стремлений люди, радующиеся солнцу и вечно стремящиеся вперед.
Цвета успокоения (серый, синий, пастельные тона) необходимы в трудные моменты жизни, когда эмоций слишком много и ресурсов не хватает. Их подсознательно выбирают люди в стрессе или просто уравновешенные, немного замкнутые и не слишком общительные.
Коллекция шарфиков, помад или лаков для ногтей — твой инструмент: экспериментируй с цветом и посмотри, как желтый маникюр повлияет на твое настроение сегодня, а как ты будешь ощущать себя с ярко-голубыми тенями завтра.
Результаты исследований доказательны, но слишком обобщены, прислушайся к себе и выбери свою палитру. Прямо сейчас купи себе такой оттенок лака, которым не пользовалась никогда! Узнай новую себя! Цветной и красочной тебе жизни!
Автор: Мария Воронина
Фото: Shutterstock, Instagram