Сколько бы мы ни рассуждали о красоте внутреннего мира и богатстве личности, внешность имеет огромное значение в жизни. Недостаточно ровные зубы, слишком худая или слишком полная, ниже среднего или выше, красивая или некрасивая, сексуальная или не очень… Будь это цвет кожи, вес, рост или что-то еще, люди всегда смотрят на тебя немного свысока, если ты отличаешься от «нормы».
Евгении 26 лет, она живет в Москве, работает дизайнером одежды и ведет обычную жизнь офисного сотрудника. Но есть одно отличие. Ее папа — индус, и это очевидным образом отразилось на ее внешности. У Жени темные волосы и глаза. «В детстве с расизмом и лукизмом я не сталкивалась, — рассказывает девушка. — Но в какой-то момент в обществе появились острые настроения в адрес выходцев с Кавказа и из стран Средней Азии. Даже мои родственники могли высказываться нелестно о всяких „нерусских“, „приезжих“. Тогда я не очень разбиралась в национальностях, но уже понимала, что я тоже в какой-то мере мне соответствует ярлык „нерусская“. Я стала очень переживать и перестала чувствовать себя безопасно».
Что происходит в голове?
Клинический психолог, руководитель социальных программ Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Денис Иванов объясняет, что механизм деления всех явлений на «хорошие и плохие» заложен в нас эволюцией: «Мозг — очень разумная машина, которая формировалась таким образом, чтобы обеспечить нам выживание. Чтобы не быть съеденным, чтобы не тратить лишнюю энергию, биология стремится стандартизировать все процессы.
Столкнувшись с новым явлением, все наши органы чувств, от зрения до слуха, собирают информацию о новом объекте и передают ее на уровень подсознания, где данные обрабатываются и складываются в какую-то определенную картинку. Когда информации недостаточно, подсознание подставляет выводы, уже сделанные нами из предыдущего опыта. Такие шаблоны называются когнитивными схемами».
Поэтому мы на всякий случай побаиваемся представителей некоторых национальностей, которые ассоциируются в обществе с угрозами. Заранее относимся с подозрением к тем, кто напоминает наших бывших партнеров, нелюбимых учителей, неприятных соседок. С такими проявлениями шаблонного мышления не раз сталкивалась Женя: «На школьных каникулах я подрабатывала кассиром в столовой, и многие люди, глядя на мою внешность, думали, что я намерена их обмануть. И когда я однажды действительно ошиблась в подсчетах, посетительница стала ругаться, что, мол, я необразованная, неграмотная».
Денис Иванов отмечает, что этот механизм работает и в обратную сторону. Исследования показывают, что симпатичные дети получают более высокие оценки из-за своей привлекательности. Внешне симпатичного оратора публика скорее назовет еще и умным. Эта ошибка мышления называется «эффектом ореола». Мозг скоропалительно принимает решение, что этот человек привлекателен, и заодно приписывает ему другие позитивные качества. Мы выдаем симпатичному человеку беспроцентный кредит доверия, только потому что нам кажется не нужным разбираться со всеми фактами его биографии — красавчик же!
Как общество влияет на восприятие внешности?
Многие выводы о людях мы делаем, опираясь на социальные нормы. Согласно Стенфордской энциклопедии философии, социальные нормы — это неформальные правила, которые регулируют поведение людей в группах и сообществах. Социальные нормы негласно указывают нам, как нужно вести себя в той или иной жизненной ситуации, что чувствовать, что думать, как общаться с другими людьми. Мы усваиваем социальные нормы из внешнего мира: из разговоров в семье, замечаний учителей, шуток одноклассников и шушуканий с подружками. В разных сообществах нормально или ненормально разное, но каждая девочка хоть раз слышала едкое замечание мамы в адрес подруги: «Вот это она поправилась…» Мы неизбежно учимся на примерах своих значимых взрослых, отмечает клинический психолог Денис Иванов. И если каждый день ребенок слышит: «У соседа трава зеленее, дом выше, а у меня зато дети послушнее», то, вырастая, логично обращается к таким же сравнительным методам — возвышает себя, обесценивая других.
Женя перечисляет множество случаев, когда действия других людей заставляли ее чувствовать себя не очень хорошо: «В соцсетях периодически пишут гадости странные мужчины. Новые знакомые могут бестактно спросить, почему я Евгения Александровна, а выгляжу не подходяще к имени. Бывшая начальница могла иногда проронить что-то про мою внешность, и меня почему-то всегда не брали на корпоративные съемки. Лукизм в чистом виде! А в школе на утреннике я пела песню цыганки — неспроста был выбран репертуарчик!»
Людям с нестандартной внешностью сложнее строить отношения, это правда?
Проводится множество исследований о связи нестандартной внешности с социализацией. Внешние особенности влияют не только на восприятие другими людьми этого человека, но и на его собственное мнение о себе. «Во мне теплилась надежда, что, как только я разберусь со своими прыщами, то наконец заживу — полноценно и без оглядки», — писала в одном из наших материалов блогер и борец с акне с многолетним стажем Светлана Коротченко. Но со временем девушка поняла, что постоянно прятаться и замазывать высыпания невозможно, и стала ходить без макияжа: «Оказалось, что никому не было дела до состояния моей кожи. Всем было плевать».
Особенно остро внешние отличия становятся заметны в подростковом возрасте, когда расширяется круг контактов, изменяется качество общения, начинают завязываться первые романтические контакты. «Когда мне было 18, один парень познакомился со мной в интернете и позвал на свидание, — рассказывает Женя. — Увидев меня, он сразу заявил, что ему нравятся темнокожие женщины, и по фото он думал, что у меня кожа гораздо темнее, чем в жизни, а такая я ему не подхожу». Сейчас девушка говорит об этом лукизме со смехом, но тогда очень переживала: «Мне казалось, что я обречена на такие разговорчики на всю жизнь».
Почему одно считается красивым, а другое — нет?
В каждую эпоху формируются свои представления о прекрасном. В Древней Греции ценились интеллектуальные, физически развитые люди, в Риме были важны воинственность и мужественность, в XIX веке под влиянием романтизма нужно было быть мечтательным и возвышенным. XX век принес нам равноправие, независимость и высокие скорости. И мужчины, и женщины должны быть подтянутыми, быстрыми в реакциях, эмоциональными и рациональными в равной мере. Внешность — это ведь еще и определенный язык, набор символов, которым мы что-то о себе сообщаем окружающему миру. Отсюда и ярлыки.
В наше время главным источником социальных и визуальных норм стали интернет и социальные сети. Именно оттуда мы узнаем, какие девушки считаются красивыми и интересными, какими атрибутами успеха должен владеть мужчина, как воспитывать детей, строить отношения, что есть и пить и как вообще нужно жить.
Подростки сейчас при знакомстве обмениваются не номерами телефонов, а аккаунтами в «Инстаграме». Посмотрев профиль повнимательнее, девочки и мальчики решают, хотят ли общаться дальше. Так же работает и «Тиндер», и другие сервисы онлайн-знакомств: потенциальных «кандидатов» ловят на фотографии. «Парни в „Тиндере“ часто думают, что я еврейка, задают этот вопрос и, прочитав ответ, испаряются, — делится Женя. — Пишут армяне с уверенностью, что я тоже армянка, и пропадают, когда оказывается, что это не так». Можно заказать специальную фотосессию именно для сайтов знакомств: стилист и фотограф соберут тебе такие образы, на которые гарантированно откликнутся мужчины нужной аудитории.
Психолог Денис Иванов отмечает, что в последние годы все чаще приходится видеть в кабинете девочек и юношей с журнальной внешностью, которые, тем не менее, считают себя отвратительными. Под давлением информационной среды молодые люди делают неадекватные выводы о самих себе. Просматривая аккаунты блогеров с идеальными фотографиями, мы невольно сравниваем себя с ними и не думаем о том, что наблюдаем шоу, что есть фильтры, постановочные кадры, ретушь, фотошоп. Сравнение, скорее всего, не в нашу пользу, и мы закрепляем в мышлении негативные представления о себе.
Почему мы стали больше говорить о лукизме в последнее время?
Раньше журналы, телевидение и другие медиа определяли, что и кого мы считаем красивыми. На экранах и страницах появлялись только те люди, кого уже выбрали и «назначили» красивыми главные редакторы, продюсеры, боссы телеканалов. С развитием социальных сетей у нас появилась возможность увидеть гораздо больше лиц, фигур, личностей, представителей любой расы, пола, гендера, с любыми вкусами и пристрастиями, — не красивых или некрасивых, а просто разных. Секрет популярности новых звезд соцсетей заключается в том, что они, с одной стороны, такие же, как все, а с другой стороны, совсем не такие — ведь каждый человек уникален.
Интересное исследование провела в 2009 году группа американских ученых. Они собрали 123 человека и сделали по две фотографии каждого: одна в стандартной позе («руки по швам»), вторая случайная, в движении и с эмоциями. Затем фотографии были предложены другой группе людей, которая должна была оценить человека на каждом снимке по нескольким критериям: привлекательность, самооценка, одиночество, религиозность, политические взгляды. Результаты показали, что по спонтанной, живой фотографии большинство характеристик были определены гораздо точнее, чем по стандартной.
Об этом же говорят и медиаисследователи, занимающиеся вопросами популярности в социальных сетях. Куда больше интереса и эмоций пользователей вызывают «живые» фотографии, а не снимки в стандартных позах, как на глянцевых съемках в журналах.
Как научиться жить с нестандартной внешностью?
Выход из ситуации предлагают те же социальные сети. «В целом мне всегда казалось, что если бы я была похожа на маму, а не на папу, у меня было бы меньше проблем, — говорит Женя. — Но в последнее время я стала много смотреть „Тикток“, и там есть огромное сообщество девушек индийского происхождения, которые снимают видео в национальных костюмах, рассказывают что-то интересное об этой культуре. Видно, что они гордятся своими корнями, и мне это во многом помогло. Теперь я почти не испытываю проблем с самооценкой из-за внешности».
Психолог Денис Иванов настаивает, что в такой ситуации нужно искать опору в себе и в своих близких: «Едкие замечания о нестандартной внешности не заденут того, кто уверен в себе и понимает, что эти колкости ничего не говорят о нем как о личности». Люди мыслят по принципу «нравится — не нравится», «мое — не мое». По этой схеме удобно отделять яблоки от апельсинов, но совсем не разумно так навешивать ярлыки и на других людей, и на себя. Постоянная самокритика может довести до дисморфофобического расстройства — навязчивого поиска своих физических несовершенств. В этом случае стоит обратиться к специалисту по когнитивно-поведенческой психотерапии.
4 детали, на которые мы обращаем внимание при общении
- Температура рук
Исследования показывают, что мы воспринимаем людей с теплыми руками как более дружелюбных и добрых. Холодное рукопожатие создает такое же «холодное» впечатление. Перед важным знакомством можно погреть ладони о кружку с горячим кофе, чтобы создать о себе приятное впечатление.
- Имя
Благодарить или обвинять родителей за выбор вашего имени? Сложный вопрос. Но абсолютно точно у каждого из нас есть свои предубеждения о Василиях, Петрах, Екатеринах, Иринах и далее по списку. На впечатление влияет специфика имени: этническое, религиозное, старомодное. Также мы вспоминаем и всех обладателей этого имени, которые уже встречались нам на жизненном пути. На поверхность тут же выплывают школьные шуточки или фразы из телевизора: кто-то не может произнести имя Антон из-за дурацкой рифмы, кому-то тяжело с Галинами — в голове сразу «Бланка» и «буль-буль». Тетя Ася приехала! Людк, а, Людк!
- Визуальный контакт
Когда собеседник избегает смотреть тебе в глаза, сразу начинаешь подозревать что-то плохое. Визуального контакта боятся тревожные, обеспокоенные люди, интроверты и скромняги. Экстраверты и уверенные в себе люди смотрят прямо в глаза, не отводя взгляда.
- Голос и интонации
Высота и тональность голоса, манера интонировать, особенности произношения, говор и особенности артикуляции — все влияет на впечатление. Согласно исследованиям, достаточно одного слова, чтобы собеседник посчитал вас дружелюбным и достойным доверия или, наоборот, агрессивным и доминирующим. Именно поэтому многие публичные личности занимаются с педагогами по вокалу и технике речи.
Автор: Анастасия Пенязь
Фото: Shutterstock