#HealthylifeОсознанное потреблениеЧто такое биохакинг организма?

Что такое биохакинг организма?

Биохакеры — суперлюди или сумасшедшие ученые-самоучки? И что делать тем, кто хочет примкнуть к этому кругу избранных и жить если не вечно, то очень долго? Давай разбираться.

Для начала о биохакинге простыми словами: само название очень точно отражает весь смысл. «Хакнуть» — значит не вполне законно пробраться в систему, чтобы получить какие-то ее блага. Хакнуть биологию — сломать законы эволюции и открыть возможности человеческого организма, недоступные обычным людям. Об этом начинают задумываться примерно после 30 лет, когда возникают «первые звоночки» возраста и становится понятно, что дальше будет только сложнее. Традиционная медицина при этом не увидит ничего, что стоило бы лечить, это противоречит ее принципам доказательности как таковым — нет болезни «я просто хочу жить лучше, чем сейчас», нет и лекарства. И здесь появляется медицина будущего, превентивная, которая предпочитает предотвращать заболевания организма, а не лечить их. Своеобразная серая зона, в которую нужно заходить на свой страх и риск.

Проверка всех систем

Биохакинга начинается с обследований организма

Первая ступень биохакинга начинается с обследований организма, и она подходит тем, кто в это увлечение не готов проваливаться с головой, но допускает, что что-то в этом есть. Люди проходят многочисленные чекапы, сдают анализы на все возможные витамины, микроэлементы, гормоны, тщательно проверяют работу всех органов тела. Для того чтобы оптимизировать систему, нужно понимать, где у нее слабые места, — именно с этого начинают абсолютно все. И этот опыт биохакинга является полезным, если, конечно, человек не впадает в ипохондрию и не начинает слишком внимательно прислушиваться, где у него что-то скрипнуло или сбилось.

Анализы нужно будет сдавать с завидной регулярностью, потому что отслеживание динамики — одна из главных фишек биохакинга. И не только обычные медицинские анализы крови, биохакеры очень уважают генетические тестирования, в которых можно найти скрытую информацию о предрасположенности организма ко многим серьезным заболеваниям и профилактическими мерами скорректировать эту перспективу. Таких сервисов довольно много (23andMe, «Генотест», Genotek, «Атлас»), и это любопытно. Всегда интересно узнавать о себе что-то новое, тем более здесь практически не остается места для вольных интерпретаций результатов. Генетически запрограммированная инсулинорезистентность, к примеру, может когда-нибудь стать диабетом, и об этом лучше знать заранее.

Про питание

Питание биохакера

Получив на руки результаты тестирований, биохакер начинает вносить правки в образ жизни. Прежде всего это касается витаминной и микроэлементной поддержки, основанной на данных о недостатке веществ в организме. Вообще без помощи профессионального нутрициолога этот этап выглядит самым сложным — бороться с недостатком питательных веществ лучше всего в первую очередь коррекцией системы питания, а уже недостающие компоненты восполнять добавками. Здесь очень много тонкостей, в которые придется вникнуть. Например, что витамин К (нужен для хорошего кроветворения и напрямую связан со свертываемостью крови) нельзя получить из таблеток, можно наращивать только продуктами питания (брокколи, петрушка, капуста). А витамин D и кальций, наоборот, быстрее и проще компенсировать в организме препаратами, причем для начала разобраться в их видах и правилах сочетаемости. И здесь очень важно выбрать хорошего технологического партнера — специалиста или сервис, который будет создавать индивидуальную программу питания и поддержки. Подобных стартапов за последние годы было очень много, это уже огромная индустрия, и не все они хороши. Большая часть подобных сервисов (VitL, care/of, Halsa и так далее) «собирает» вроде бы персональный набор витаминов и микроэлементов, но источником данных для них будет обычная анкета с вопросами вроде «Хотели бы вы работать больше?» и «А у вас есть жалобы на желудок или сердце?». За кажущимся индивидуальным подходом здесь скрывается та же лотерея, что и за любыми витаминными комплексами, подобранными самостоятельно: может быть, у человека есть нехватка витамина С в организме. А может быть наоборот.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vitl (@vitlhealth)

В некоторых программах (например, Nutrigene) можно подгрузить результаты ДНК-тестирования, это интересно, но здесь все не так однозначно: многие практикующие биохакеры говорят, что нутригенетика — наука, которая сводит воедино данные о генетических особенностях и метаболизме питательных веществ в одну систему, — все еще молода, и результаты исследований организма для практической пользы пока слишком противоречивы. Поэтому на сегодняшний день более точные результаты дают узкие тесты специализированных панелей (Bioniq, Vitaboost): кровь изучают по основным показателям (витамины, микроэлементы, холестерин, ферритин), смотрят на состояние печени и почек, количество жиров и наличие воспалительных процессов. И следом собирают уже действительно персонализированный набор веществ, который можно корректировать каждый месяц.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Персональная система здоровья (@bioniqru)

Есть и полезные стартапы для тех, кто ориентируется скорее на коррекцию рациона: в приложение Otri можно загрузить результаты анализа крови, и его машинный интеллект разработает программу питания, отталкиваясь от дефицитных позиций или проблемных показателей. Когда тебе телефон напоминает купить брокколи, это удобно — по крайней мере, не нужно ничего искать самостоятельно.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Ассистент здоровья и питания (@otri.io)

На этом этапе люди руководствуются максимальными правилами безопасности. Или должны руководствоваться — если внимательно изучить пользовательские соглашения, то во всех перечисленных выше случаях будет четко указано, что здесь речь идет не о медицинских, а о консультационных услугах со всей вытекающей (то есть отсутствующей) ответственностью. Когда речь идет о большом количестве принимаемых препаратов, пусть и на первый взгляд вполне невинных витаминных, это важно. Еще важнее оценивать свое состояние не только по субъективному «я стал чувствовать себя энергичнее», но и стараться следить за динамикой в объективных показателях — снова анализы, снова цифры. И главное, этот процесс будет бесконечным, потому что уровень насыщенности организма микроэлементами меняется все время. Как говорил Станислав Скакун (основатель платформы Biodata, которая как раз заточена под биохакинг и помогает собрать все данные о здоровье в одном месте), это не спринт, а марафон, бежать придется примерно всю жизнь.

Плюс спорт

Спорт биохакера

Не просто записаться на занятие или прийти в зал, а подобрать идеально подходящую тренировку, отталкиваясь от тех же результатов тестирования (генетические тесты умеют и это тоже). А еще дополнительно пройти осмотр на умном аппарате в фитнес-центре и зафиксировать данные своего организма до начала занятий — количество жира и мышц, чтобы отслеживать динамику. Этим отличается биохакер от обычного ЗОЖника, ему нужен прогнозируемый и четко измеряемый результат всех его действий, и выбора беговой дорожки или велотренажера в том числе.

Минус стресс

Внутренние процессы организма

Удивительное открытие предстоит сделать людям, которые внезапно начинают прислушиваться к своим внутренним процессам и наконец-то следить за своим здоровьем. Что стресс — это, пожалуй, самое плохое, что может происходить с человеком на его пути к светлому будущему. Справляться со стрессом придется всеми возможными способами. Как уменьшая его перспективы (например, если удастся перестроить свою работу так, чтобы было комфортно и возникало как можно меньше точек возникновения конфликтов), так и восстанавливаясь после неминуемого стресса (здесь в ход идут любые доступные практики, от йоги и медитации до цигуна и бокса).

А дальше-то что?

Следующая ступень включает модификацию себя под запросы нового времени

Как видно из написанного выше, биохакинг — это отличная идея. Люди действительно становятся сознательными, следят за своим питанием, берегут себя, заботятся о себе изо всех сил. Но вот почему о биохакинге так много говорят: на самом деле все перечисленное — это только начало. Следующая ступень включает модификацию себя под запросы нового времени и уже очень сильно напоминает радикальный трансгуманизм — превращение человека в постчеловека, более совершенное существо. Запросы у всех разные: например, можно вживить чип, который будет работать вместо электронного ключа от дома или офиса или оплачивать проезд. Или быть все-таки более полезным и собирать информацию о здоровье организма примерно так же, как делают некоторые приложения, но быстрее и точнее. Радикальные биохакеры ломают собственную ДНК инъекциями вирусных векторов, спят в барокамерах, используют криозаморозку, медленно, но верно превращают себя в киборгов, сами собирают экспериментальные лекарства. На этом этапе уже появляются вопросы этики: официальная медицина формально не может запретить человеку менять собственное тело, но и не должна разрешать ему вмешиваться в работу чужого. Американка Элизабет Пэрриш, которая вколола самой себе генетически-модифицирующий коктейль, удлиняющий теломеразу и в теории продлевающий жизнь, на свободе.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Liz Parrish (@lizlparrish)

А китайский профессор Хэ Цзянькуй, который «отредактировал» у человеческих эмбрионов часть гена иммунодефицита перед тем, как подсадить их матери в процедуре ЭКО, в тюрьме.

Биохакинг — это этично?

Эволюционные механизмы организма

Есть еще очень большой практический вопрос, связанный как раз с эволюционными механизмами организма. С развитием генной инженерии он все чаще возникает в научном сообществе: а действительно ли нам надо жить дольше? Уже сейчас человеческая популяция научилась лечить болезни и продлила среднестатистическую жизнь настолько, что под вопросом стоит выживание вида в длительной перспективе из-за недостатка пищевых ресурсов и воды. Старость — это не случайный эволюционный механизм, как бы цинично это ни прозвучало. Точно такой же эффективный, как тревожность, страх и все, что сопутствует стрессу, с которым так активно борются люди. Нам это нужно, чтобы активизировать внутренние механизмы и выживать, от поколения к поколению улучшая вид. Об этом трансгуманисты, которые так озабочены собственным улучшением, говорить не любят. Потому что когда на кону стоит возможность придумать чип, который будет вбрасывать в организм инсулин автоматически, когда он нужен, — его нужно изобрести. Или протез, который будет напрямую подключен к мозгу и будет работать точно так же, как обычная рука или нога. Может показаться, что биохакинг — это прихоть человечества, у которого в XXI веке появился слишком легкий доступ к информации и из-за этого практически полностью пропало ощущение границ. Но правда в том, что такие сумасшедшие энтузиасты во все времена двигают науку вперед, и это прогресс — пока, разумеется, они экспериментируют исключительно на себе.

Автор: Мария Атчикова
Фото: Shutterstock

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь