Почему микропластик — «микро»?
Микропластик — это крошечные нерастворимые частицы, которые добавляют в косметику с разными целями. Хотя их размер от 300 микрометров до 5 мм, частицы чаще всего видно невооруженным глазом: вспомните абразивные полимерные шарики в скрабах или гелях для душа и переливающийся глиттер в тенях, хайлайтерах или помадах. Но это правило не универсально: некоторые виды пластика (скажем, полимолочная кислота) невозможно распознать ни внешне, ни на ощупь.
Особенность микропластика в том, что он слишком мал по размеру для фильтров очистных сооружений. И раз фильтры не в состоянии его отсеять, пластик в 100% случаев попадает в окружающую среду. И в первую очередь — в мировой океан, где становится пищей для планктона, моллюсков и молодой поросли рыбы, а затем для взрослых рыб и морских животных. Нетрудно догадаться, что по пищевой цепочке пластик неизбежно попадает и к нам на стол. Даже если ты веган или сыроед.
Почему пластик — проблема?
Главная проблема не в том, что пластик попадает в организм животных и людей, а в том, что по пути он вбирает все, что встречается по дороге: от пестицидов до тяжелых металлов. Благодаря этой своей особенности пластик также легко переносит на себе болезнетворные микробы, заражает рыбу, птиц и животных (особенно страдают эндокринная система и репродуктивная функция), а в конечном итоге подрывает здоровье людей, в чей организм попадает.
По оценке Европейского агентства по химикатам, в год в окружающую среду попадает 42 тыс. тонн пластика — преимущественно из косметики и бытовой химии. С 2015 года в Евросоюзе запрещено производить (но не продавать) косметику и средства гигиены с микропластиком, однако все то же агентство по химикатам уже несколько лет лоббирует полный запрет: это закон помог бы уберечь природу от 500 тыс. тонн микропластика в ближайшие 20 лет. Закон до сих пор не принят: поиск альтернативных решений и реорганизации производства обойдется брендам в миллиарды евро. Однако некоторые страны, не дожидаясь общего запрета, вводят его сами. В списке уже 15 государств (Великобритания, США, Нидерланды, Швеция, Аргентина и др.), но России среди них нет — в российском Минпромторге считают, что запрет на пластик «недостаточно аргументирован».
Почему пластик — везде?
Потому что это дешево и эффективно. Заполнить скраб пластиковыми шариками в десятки раз дешевле, чем закупить хорошее органическое сырье, например абрикосовую косточку или гималайскую соль. Мы не всегда это видим, но микропластик содержится почти во всей бытовой химии (порошки, гели для стирки, средства для уборки в ванной комнате и так далее) и в подавляющем количестве косметики (сухой, кремовой, жидкой и гелевой). Самый распространенный пример — блестки, но не только: это могут быть гранулы в зубной пасте, слюда в хайлайтере, абсорбирующий гель в прокладках и подгузниках, фибра в туши для ресниц и бровей, антистатик в шампунях и бальзамах, фиксаторы в лаках для волос — и так до бесконечности.
Пока реальность такова, что не во всех косметических товарах пластик можно заменить органической, экологически безопасной альтернативой. Например, в случае с прокладками это просто невозможно.
Если говорить об окружающей среде, то пластик регулярно находят в пробах воды буквально везде: на берегу Финского залива, на вершине Эвереста и в Марианской впадине.
Почему отказаться от микропластика — реально?
Во-первых, уже есть косметические бренды, которые сознательно ищут альтернативные экологичные решения. К счастью, такие производители косметики обычно не скромничают и широко распространяют информацию о том, что не используют пластик. А некоторые из них (хороший пример: Unilever и Procter&Gamble) объединяются в альянсы, чтобы удвоить усилия. Но большим брендам не так просто перестроить огромные производства косметики, поэтому самыми «зелеными» все еще остаются маленькие нишевые марки, которые работают на локальном сырье и могут себе позволить экспериментировать с составами до тех пор, пока не найдут оптимальное решение.
Во-вторых, ответственность за распространение пластика по планете лежит не только на производителях косметики, но и на нас, покупателях. Наш выбор бьюти-продукта — это голос за или против пластика. Да, отказаться от него полностью очень сложно, но совместными усилиями с производителями — возможно. Но ждать решений от корпораций необязательно, ведь можно делать осознанный выбор уже сейчас: к счастью, распознать косметику с микропластиком можно еще до покупки.
В ее составе пластик обозначается названиями, как правило, начинающимися на poly-. В списке таких компонентов может быть от одного до двух десятков. Полный список можно посмотреть здесь, а вот наиболее распространенные компоненты:
Polyethylen: помогает косметическому средству образовать на коже защитную пленку. Встречается везде — от «увлажняющих» гелей для душа до санскринов и пудр.
Polyethylenterephtalat и Styren Acrylate Copolymer — те самые блестки. Шиммер, глиттер и другие компоненты, отвечающие за сияние и блеск.
Polypropylen: отвечает за вязкость и густоту бьюти-продуктов, в основном — кремов, густых эмульсий и масок.
Nylon-6: увеличивает объем косметического продукта.
Ethylene: образует пленку в продуктах с пометкой «водостойкий».
Polymethacrylat: сорбент, используется в масках, кремах, сыворотках и другой косметики для жирной и комбинированной кожи.
Важно! Для интереса посмотри состав любимой помады, тональной основы, средства для умывания и сыворотки. Возможно, они не так уж и хороши, как кажутся!
Почему биоразлагаемый пластик — не решение?
Многие производители пришли к промежуточному решению, которое называют более экологичным: они добавляют в состав продуктов биоразлагаемые добавки, которые помогают пластику распадаться после использования косметики. Это уловка: биоразлагаемый пластик распадается на тот же микропластик, только еще меньшего размера. Он точно так же останется на планете на долгие сотни лет. Единственное на 100% экологичное решение — полный отказ от пластика в пользу органических производных.
Автор: Вика Лобанова
Фото: Instagram, Shutterstock